Храм святителя Льва Великого

 

Предлагаем вашему вниманию полную версию материала Владимира Соколова о храме святителя Льва Великого, опубликованного в "Вестнике Юго-Западного викариатства" (№3, март, 2014 г.).

На территории Юго-Западного викариатства, в ведении Параскево-Пятницкого благочиния, на улице Островитянова, ровно посередине между Профсоюзной улицей и Ленинским проспектом стоит необычный храм. По размеру он невелик, и поэтому часто его величают храмом-часовней. Этот русский православный храм, первый и пока единственный храм в Москве, освященный в честь великого святителя Льва, патриарха (папы) Римского, был построен в 1997-2007 гг. и освящен малым чином 3 марта 2011 года.

С одной стороны к храму нисходит ландшафтный заказник Теплый Стан, с другой - он открыт для всех православных, как живущих рядом, так и пришедших к нему издалека.

 

Всем, кто видел храм, конечно, бросается в глаза его необычная архитектура. Многие, впервые оказавшиеся около, с восторгом запечатлевают на память храм и себя около него. Однако, когда у них возникает желание поделиться праздничным и возвышенным моментом своего пребывания в необычном месте со своими друзьями, последние смотрят на фотографии и удивляются – у них возникает впечатление, что фотографии храма делались снизу. Об этом свидетельствует знакомый каждому фотографу «завал вертикалей» – когда на фотографии стены получаются не параллельными, а сходящимися вверху. Тем, кто не видел храм воочию трудно поверить, что в реальности храм построен именно так.

Однако именно в этом была задумка строителя храма академика Российской академии наук Льва Арамовича Пирузяна. Храм небольшого размера виделся ему наиболее соответствующим душевной близости верующего с Богом и его служителями. У каждого верующего свое восприятие храма и своего место в приходе. Для возведения храма он привлек архитектора ГИПРОНИИ АН СССР Владимира Когана, одного из лауреатов Государственной премии за проект Палеонтологического музея.

Образ русского храма, как бы силой веры стоящего на страже Православия, сложился у них в ассоциациях с формой древнерусского шлема. Сложность перевода этой живой и оригинальной интерпретации храмового образа в архитектурно-строительную форму немало заставила поломать голову Владимира Когана. Подобный образ храма родился еще в начале XX века в работах выдающегося художника Виктора Васнецова. Одним из воплощений этой идеи можно считать храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Совместное творение В. Поленова и В. Васнецова по своим размерам сопоставимо с храмом Льва Великого, однако с некоторых своих фасадов смотрится массивнее и более приземисто.

Храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве

Владимир Коган при проектировании храма решил обойти эти, казалось бы, неизбежные характеристики постройки таких пропорций. Для этого он смело применил известный еще с древности строительный прием, именуемый по-гречески энтазисом, а по-латыни – курватурой. Прием заключается в том, чтобы вертикальным и горизонтальным поверхностям сооружения придать изгиб и наклон, позволяющие визуально увеличить размер сооружения и зрительно облегчить его восприятие. Сооружение, выстроенное с использованием такого приема смотрится более динамично, напряженнее, кажется более устремленным ввысь, чем если бы было выстроено только по линейке и отвесу.

Рядом с храмом, в соседнем здании с большим четырехконечным крестом, разместилась научная лаборатория, основателем которой был академик Л.А. Пирузян.

Владимир Соколов

("Вестник Юго-Западного викариатства", №3, март, 2014 г.)